Музей детского изобразительного искусства

 2010 год – Год учителя

          В когорте учительства учитель изобразительного искусства стоит особняком. Все дело в отношении к его предмету. В общеобразовательной школе за ним прочно закрепился статус предмета "неглавного" со всеми вытекающими последствиями. Если же учитель искусства – преподаватель детской художественной школы, то психологически ему проще: среди коллег он – равный. Но при этом вся его школа относится к "дополнительному" образованию. Некоторые считают это дополнительное образование элитарным, но в сознании массы людей оно необязательное, также со всеми вытекающими следствиями. Мне думается, говорить о значении разных учебных предметов с расстановкой их по принципу "главный – не главный" не серьезно. Есть единое знание, которое можно сравнить с цепью, состоящей из множества звеньев, прочно связанных друг с другом. Выпадет одно звено, и нет целостной цепи.

          Представьте себе, что выпало звено знания законов изобразительного искусства: законов организации пространства, законов гармонии и красоты. Нет людей, владеющих этими законами – художников, архитекторов, дизайнеров. В обустройстве жизни вместо целостной организованности, уравновешенности и упорядоченности царят хаос, безвкусица, безобразие. Но это еще не все. Утилитарность, лишенная красоты, не дает радости сердцу, а сердце без радости и творческого устремления пусто, мертво. Выходит, без искусства, питающего ум и сердце, воспитывающего душу, человек теряет образ и подобие Божие и превращается в не-человека, нелюдя. Вот вам и неглавный предмет… 

          К чему это не особенно радужное предисловие? Оно и контекст статьи и информация к размышлению. Настало время размышлять в свете разума, время творить и созидать. Кто может этому научить, кто сумеет сделать человеку в детстве творческую "прививку", развивающую у него иммунитет к пошлому, безобразному, нецелесообразному? Конечно же, Учитель – творческий, устремленный сам и устремляющий своих учеников к самосовершенствованию и преображению мира по законам красоты. Это относится к любому учителю, независимо от преподаваемого им предмета, но возможности учителя изобразительного искусства в воспитании творцов – созидателей особые. К сожалению, существующая система образования, направленная на усвоение учащимися суммы рациональных знаний, не считает важными ни задачу развития в детях творческого начала, ни тем более задачу формирования в их сознании духовно-нравственных основ созидания. Между тем, если следовать простейшей логике, - что может быть более важным в разрушающемся на наших глазах мире? Значит, и задача подготовки высоконравственных преобразователей жизни – не просто важная, а эволюционно необходимая. Впору ей и ответственность учителя, обучающего детей азам творчества, законам гармонии и красоты.

          Кто они, учителя предметов изобразительного искусства нашего города, какой пример художественного творчества могут показать своим ученикам, чем могут порадовать и удивить людей? Ответы на эти вопросы вы найдете в Музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока на выставке "Мастер-класс", представляющей творчество художников-педагогов и посвященной Году учителя. В экспозиции представлены работы 19 авторов. Среди них 18 действующих учителей: 11 преподавателей Юргинской ДХШ № 7, 6 педагогов дополнительного образования, 1 учитель изобразительного искусства общеобразовательной школы. Кроме того, на выставке показаны живописные этюды ветерана-педагога, отличника народного образования Н.Н. Черкасова, который стал учителем многих из участников выставки. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, - каждое произведение на выставке отличает творческая индивидуальность автора и высокая исполнительская культура.

          Людям, знакомым с педагогическим трудом, понятно, как трудно учителю совмещать свою основную службу с творчеством, ведь часто для этого не остается ни времени, ни сил. И все-таки наши художники-педагоги рисуют, пишут, мастерят. Для кого-то из них творческая работа – это домашнее задание учителя, для других – радостная перемена среди рабочих будней, для третьих – психологический тайм-аут по восстановлению сил и душевного равновесия, для четвертых – любимое занятие. И для всех – способ творческой самореализации, без которой жизнь художника неполноценна.

          Выставка позволяет нам приоткрыть дверь не просто в творческую мастерскую художников-педагогов, но в их внутренний мир, неизменно отражаемый в произведениях авторов. Общение с внутренним миром творца дарит много неожиданных, приятных открытий и духовно развивает, совершенствует зрителя, заряжая его невидимой энергией творчества, пробуждая и в нем "божественную искру".

          Основная часть работ, представленных в экспозиции, отражает реалистическое направление в искусстве. Исключение составляют картины Ж.Г. Федоровой – изящные модернистские изыски, отражающие оригинальный образный строй сознания художницы, а также композиции И.В. Щербининой, раскрывающие идеи философии взаимосвязей и взаимодействия, выраженные в работах через контраст и преобразование, через поиск возможности единения и синтеза.

          В общем живописном "многоголосии" солидно звучит мужская партия в исполнении В.П. Володичева, А.М. Серова, Б.С. Щербинина. Их работы отличает академическая строгость формы и колористическая сдержанность. И.П. Быков смело окунает зрителя в осеннее буйство цвета, переливающееся в пространстве свободных, подвижных очертаниях форм.

          Редко показывающая зрителям свои работы О.М. Загревская представила на выставке выразительные акварели, лиричность которых парадоксально сочетается с глубокой цветовой насыщенностью. А этюды Т.А. Кюлян, выполненные масляными красками, отличает акварельная светоносность и прозрачность.

          Жанровое разнообразие продемонстрировали постоянные участницы юргинских вернисажей Л.В. Лобанова и Е.В. Свиридова, а также впервые показавшая на городской выставке свои работы молодой педагог ДХШ У.В. Коренева. Не менее интересно и моно-жанровое представление натюрмортов Л.Н. Быковой и Л.М. Володичевой, а также пейзажей О.В. Домогаловой и О.А. Ляш, для которой участие в выставке "Мастер-класс" стало творческим дебютом.

          Декоративную часть выставки кроме батиков И.В. Щербининой составляют мелкая пластика (глина) А.И. Кухаря, роспись по дереву по мотивам народных традиций Е.В. Красильниковой, а также оригинальная вышивка лентами Р.И. Галимовой.

          Выставка "Мастер-класс" – не просто показ профессиональных навыков и достижений учителей-художников. Она являет пример творчества, наполняющего мир красотой и равновесием, а также представляет интересное зрелище для любителей искусства. Музей и участники выставки ждут своих зрителей. Справки по телефону: 6-26-90.

 

Н.Дондерфер, директор музея


lorem  lorem  lorem    lorem
Опрос

Как часто вы ходите в музей?

1. Раз в год

2. Раз в месяц

3. Раз в три месяца

4. Не хожу

В коллекции произведений детского искусства представлены работы детей Сибири: рисунки, гравюры, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства, в т.ч. традиционного искусства народов Чукотки, Якутии, Тывы, Хакасии, Бурятии, Приамурья. Кроме сибирской коллекции детских произведений в музее скомплектована зарубежная коллекция, представленная рисунками детей из 36 стран мира. Музейные коллекции являются основой для разнообразной выставочной и просветительной деятельности.


lorem
Создание сайта:
г. Юрга, веб-студия «ЮГС» | Карта сайта